Психотерапия - одна из древнейших систем помощи при различных состояниях - неврозах, депрессии, расстройств характера, а также нарушений адаптации в семье или обществе. Такие методы психотерапии, как внушение (гипноз), лечение музыкой, танцами применялись жрецами в храмах еще до Рождества Христова.
Современную психотерапию рассматривают как «систему лечебного воздействия на психику, а через психику и на весь организм человека». Именно поэтому психотерапевтические методы так эффективны как при стрессах, неврозах, зависимостях (алкоголизм, игромания), нарушениях характера, так и при различных соматических заболеваниях (например, язвенной болезни же-лудка, гипертонии).
Существует множество методов психотерапии и огромное количество психотерапевтических техник. Это многообразие методов психотерапии позволяет использовать их комплексно, создавая в каждом индивидуальном случае уникальный набор методов и техник психотерапии, наиболее эффективный для помощи данному человеку и в данном случае.
Обзор методов психотерапии (гештальт - психотерапия, рационально-эмотивная психотерапия, поведенческая (бихевиоральная) психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, гипноз, психоанализ, рационально-эмотивная психотерапия).
Рационально-эмотивная психотерапия является формой когнитивного реконструирования, впервые выдвинутой Альбертом Эллисом. Эллис подчеркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, но что наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Действительно, нас не удивляет, что ребенок расстраивается, когда отец кричит на него, а при этом ближайшего соседа, который слышит те же "объективные стимулы", эта родительская вспышка совершенно не трогает. Эллис предполагает, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.
Эллис строит свое описание эмоционального поведения в последовательности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС, где:
Виды иррациональных суждений.
Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:
Помимо этих 4-х категорий, Эллис в разное время идентифицировал общие "сердцевинные" иррациональные идеи, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.
Двенадцать иррациональных идей по Эллису, которые свойственны многим людям
Первый шаг рациональной психотерапии - изложение теоретических основ и рассмотрение примеров. Второй шаг анализ собственных иррациональных суждений пациента. Затем начинается третья фаза, на которой психотерапевт обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента. Теперь клиента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений, поупражнялся с ними и заменил иррациональные суждения более подходящими оценками активизирующих событий. Это уже стадия Эффекта (Е), на которой клиент развивает новые рациональные и реалистические суждения о событиях.
Гештальт - психотерапия
Гештальт-молитва фрица перлза
Гештальт – психотерапия - форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт – психологии Фредериком – Соломоном Перлзом.
Гештальт – психология исходит из того, что анализ отдельных частей не может обеспечить целостного понимания (или восприятия) объекта. При этом человеческое восприятие обладает своей собственной организацией, а не механическим суммированием внешних раздражителей. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно в данный момент (например, жажда, голод, вид любимого человека и т.д.). Значимая фигура (голод, боль в каком-либо органе, строка из текста или образ любимого) выделяется на первый план, а все остальные объекты сливаются, становятся нечеткими и становятся фоном. Гештальт - психотерапия подчеркивает целостность организма, неделимую на отдельные части (независимо существующие органы или душу и тело).
Основные положения гештальт – психотерапии:
Главная цель гештальт – психотерапии – достижение возможно – более полного осознания себя внешнего мира и, в первую очередь мира межличностных отношений.
Рассматривая организм и среду, как единое целое, Перзл подчеркивал, что существует контактная граница между человеком и внешней средой (отсутствие границы, – по сути, отсутствие ощущения собственного «Я»). Поэтому постоянно происходит контакт со средой и отход от нее. Движущая сила этого ритма – иерархия потребностей. Для удовлетворения своих потребностей мы должны быть в постоянном контакте со своей внутренней и внешней зонами. Причина неврозов по Перлзу – сосредоточение на средней зоне – зоне фантазий. В отличие от психоанализа смысл гештальт – психотерапии не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании настоящего. Основу и этапы осознавания составляют: организм как целое; здесь и сейчас; как важнее, чем почему;
Одной из важных целей гештальт - психотерапии является достижение состояния зрелости – способности перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и на саморегуляцию. Если индивид не достиг зрелости, то он, вместо того чтобы попытаться самому удовлетворить собственные потребности и брать ответственность за неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Люди не способные пойти на риск порой берут на себя защитную роль «беспомощного» или «дурачка».
Жизненная философия гештальт – психотерапии.
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия
Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях.
Поведенческая психотерапия основывается на психологии поведения и теориях научения. В связи с этим она подразумевает большое количество различных подходов и методов. Некоторые из них (такие как условно-рефлекторная психотерапия или систематическая десенсибилизация) возникли довольно давно, другие появились сравнительно недавно (например, когнитивно-поведенческая психотерапия).
Так или иначе, поведенческая психотерапия с самого начала рассматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности психотерапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии. Болезненное поведение, т.е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, становилось объектом психотерапевтического вмешательства. Устранив или модифицировав болезненное поведение, психолог избавлял пациента от страданий и достигал заранее согласованных с пациентом целей психотерапии.
Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специалисту - психологу или психотерапевту.
В рамках поведенческой психотерапии помощь, которую оказывает психотерапевт клиенту, состоит в том, что он вместе с клиентом анализирует причины и характер поведенческих недостатков, приводящих к страданиям, планирует и осуществляет психотерапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых является причиной болезненных состояний.
Особое внимание психотерапевта в рамках психотерапии поведения направлено на контроль достигнутых изменений и обеспечение их длительного и необратимого характера.
Таким образом, в ходе психотерапевтического общения и в результате использования специальных технологий, психотерапевт влияет на установки, ход мыслей и регуляцию поведения клиента с целью улучшения его самочувствия. В итоге успешных психотерапевтических действий клиент начинает получать большее удовольствие от жизни, начинает сам контролировать и изменять болезненные для него или окружающих стереотипы поведения, строить (и осуществлять) планы по изменению этих стереотипов в будущем.
Телесно-ориентированная психотерапия.
Психологические проблемы обязательно проявляются в телесных структурах, поэтому тело - кратчайшая дорога в бессознательное к истокам проблемы. Важно, что методы телесно-ориентированной психотерапии не подвергаются цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективней «вербальных» техник.
Как и любой другой вид психотерапии, телесная психотерапия помогает вскрыть, понять причину и устранить серьезные внутренние конфликты, часто уходящие своими корнями в далекое прошлое.
Один из основателей телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх считал, что психические процессы имеют свои телесные эквиваленты. Так эквивалентом подавления эмоций является “мышечный панцирь”. Расслабление мышечного панциря освобождает заблокированную энергию и помогает процессу осознания проблемы и освобождению от болезненных симптомов.
В телесной психотерапии работают с чувствами (горе, радость, страх), ощущениями (боль, холод, давление), процессами (дыхание, сердцебиение), структурой (худоба, полнота, вялость, гибкость и т.п.) и импульсами (сигналы тела, возникающие внезапно и побуждающие к какому-либо действию: переместиться, прикоснуться, убежать и т.п.).
Гипноз
Каждый из нас неоднократно был в гипнотическом трансе. Возможно, вы замечали, что иногда, когда Вы читаете книгу, Вы обнаруживаете, что Ваши зрачки бегают по строкам, а Вы думаете о чем-то своем, даже сложно вспомнить, о чем. Или, когда Вы едете на работу – Вы обнаруживаете себя на нужной станции метро и не помните, как Вы проехали этот путь. Это – классические примеры трансовых состояний.
Гипноз – метод психотерапии, основанный на применении внушений при работе с бессознательным человека. Суть гипноза состоит во вхождении в состояние транса - особое состояние, отличающемся как от сна, так и от бодрствования, и характеризующееся повышением восприимчивости к внушением при понижении чувствительности к другим факторам окружающей среды.
Различают классический (директивный) гипноз и более мягкий вариант гипноза – Эрикссоновский гипноз. Если в классическом гипнозе человеку говорят: «Ты будешь делать то, что я скажу», то в Эрикссоновском гипнозе человеку говорят: «Ты можешь делать все, что захочешь». В рамках Эрикссоновского гипноза задача психотерапевта – помочь человеку войти в состояние транса, сопроводить его для того, чтобы бессознательное могло совершить работу. При этом клиенту предоставляется максимальная свобода действий.
Зачем нужен гипноз? Неспецифические эффекты транса – ощущение отдыха, расслабления, уменьшение тревоги, улучшение настроения. Кроме того, в состоянии транса ослабляется контроль сознания над бессознательным, в результате чего осознаются и решаются неосознаваемые ранее конфликты. В трансе можно работать с различным неприятными (например, болевыми) ощущениями.
Распространенные мифы о гипнозе
Психоанализ
Психоанализ, основоположником которого является известный врач и философ Зигмунд Фрейд - наиболее глубокий и длительный вид психотерапии. Пациент посещает психоаналитика 3-5 раз в неделю; продолжительность лечебного курса от нескольких месяцев до нескольких лет. Для участия в лечебном психоаналитическом процессе необходимо, чтобы пациент умел выражать свои чувства и мысли, обладал способностью к устойчивому психотерапевтическому сотрудничеству. Цель психоаналитической психотерапии - снять болезненные симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Для этого необходимо помочь пациенту осознать то, что когда-то было вытеснено в подсознание. Используется метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении). В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.
Структура личности по Фрейду.
В основе психоаналитической теории Фрейда лежит понимание об особых частях, входящих в структуру личности. Как известно Фрейд выделял в структуре личности Ид, Эго и Супер-Эго (Оно, Я и Сверх-Я).
Ид (Оно) – базовая часть личности, носит врожденный характер и содержит в себе «все уникальное, что есть при рождении …». Ид целиком бессознательно и содержит в себе как материал, который никогда не был сознательным, так и материал, который оказался неприемлемым для сознания (т.е. вытесненным). Основная функция Ид – удовлетворение потребностей, влечений, преимущественно инстинктивных и не всегда осознаваемых. Основной принцип деятельности Ид – принцип удовольствия. Ид является источником энергии для всей личности.
Эго(Я), центральная часть личности, развивается из Ид, в процессе индивидуального опыта, путем отделения от Ид через осознание себя, как индивидуальное «Я». Эго частично осознаваемо, частично бессознательно. Однако, в отличии от Ид, Эго находится в постоянном контакте с внешним миром. Основные функции Эго – удовлетворение потребностей, продуцируемых Ид, с одновременным реальным отношением к внешнему миру и контролем над инстинктами Ид, выходящими за принцип реальности. Кроме этого функцией Эго является сохранение опыта и процесс согласования деятельности всех подструктур личности (Ид, Эго и супер-Эго), т.е., по сути великая посредническая функция. Основной принцип деятельности Эго – принцип реальности.
Супер-Эго – судья и цензор деятельности Эго. Хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Супер-Эго развивается в процессе идентификации Эго с родителями или иными значимыми взрослыми и интропроецированием социально значимых норм. Можно сказать, что супер-_Эго возникает в процессе «заражения» взрослыми ребенка своей моралью. Основными функциями супер –Эго по Фрейду является функция совести, самонаблюдения и формирования идеала. Супер-Эго оценивает деятельность Эго, ограничивает, разрешает или осуждает поступки Эго.
Существует определенная динамика отношений подструктур личности. Ид, являясь основной, центральной частью личности, источником энергии, главным поставщиком желаний и влечений для личности, «слепым и глухим диктатором с неограниченной властью», по выражению Фрейда, может осуществлять свои потребности только через посредников, т.е. через Эго, находящееся под контролем супер-Эго.
В свою очередь Эго, находящееся под постоянным воздействием внутренних (Ид и супер-Эго) и внешних (среда) сил постоянно принимает решения о возможности удовлетворения потребностей Ид, в соответствии с реалиями внешней среды и оглядкой на внутреннего цензора – супер-Эго. Неудовлетворение потребностей Ид ведет к напряжению, чувству неудовлетворенности. Удовлетворение потребностей Ид, противоречащее требованиям совести (супер-Эго) вызывает чувство вины и тревогу. Таким образом Эго, отмечает Фрейд, стремится к удовольствию, одновременно стараясь избежать неудовольствия.
Теория неврозов З. Фрейда.
Некоторые события человек может воспринимать, как психическую травму, причем из-за болезненности переживаний не может их пережить во всей полноте. Поэтому раздражение задерживается в форме «ущемленного аффекта», аффективных комплексов. Задержанная, неразрешенная энергия аффективных комплексов не находит выхода и попадает в тело, нарушая его функционирование, вызывая той или иной симптом. При этом невроз может развиться уже во взрослом состоянии, при получении дополнительной травмы и регресса к ранним детским переживаниям, вызванных невозможностью удовлетворить потребности и проявляется каким-либо симптомом (например тиками или головной болью), которые уже появлялись когда-то в детстве, в ответ на первичную травму. Однако невроз может возникнуть и вне связи с непроработанными детскими комплексами, а как следствие реального травматического события, вытесненного из сознания, в силу его неприемлемости для осознания и , впоследствии, под влиянием каких- либо событий, «прорвавшееся» в виде симптома.
Итак невроз по Фрейду это конфликт между инстинктивными влечениями и силами, противодействующими их реализации. В этих случаях невроз развивается вследствие невозможности адаптивного переноса накопленной энергии и несрабатывания психологических защитных механизмов.
Целью психоанализа является уменьшением патологической защиты, осознавание возможных появления болезненных симптомов, которые в ходе лечения ослабевают или полностью исчезают. Психоанализ показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.
Механизмы психологической защиты.
Важной частью психоанализа является понимание о психологических защитных механизмах.
Так многие из нас нередко испытывали тревогу. Тревога может быть обусловлена реальной опасностью. Тревога может являться следствием давление Ид, как неудовлетворение инстинктивных потребностей. И тревога, обусловленная давлением супер-Эго, которое не позволяет Эго реализовать удовлетворение потребности, вызывая у Эго чувство вины. Для того чтобы попытаться защитить свое Эго от беспокойства, мы используем защитные механизмы.
Наиболее социально приемлемый путь управления подавленными желаниями и конфликтами — это сублимация. При сублимации подавленное желание; направляется к социально допустимому выходу. Например, агрессивные чувства могут быть направлены на успехи в спортивных состязаниях. Сексуальные желания, связанные с дефекацией и анальной стадией развития (см. ниже), могут быть преобразованы в творческую активность, например живопись или ваяние.
Но иногда мы не способны к сублимации. Тогда мы вынуждены полагаться на защитные механизмы, которые в незначительной степени искажают реальность. Психоанализ утверждает, что наиболее фундаментальным фактором психического развития является уход от болезненной или угрожающей информации подавление – главный способ, с помощью которого большинство из нас избегает болезненной информации.
Простейшим из психологических защитных механизмов является отрицание. Отрицание — это отказ признать истинную природу своего поведения. К примеру, человек может вести себя весьма соблазнительно, отрицая при этом, что в его поведении имеются какие-либо сексуальные намерения. Или он может выказывать признаки гнева (сердитое выражение лица и грозные интонации), однако отрицать, что сердит, в силу невозможности допустить в сознание истинные причины своего гнева. Механизм защиты в виде отрицания может быть важным для военных, отрицающих свой страх и позволяющих предпринимать активные действия.
Отрицание — это механизм, особенно часто используемый больными алкоголизмом. Так человек, зависимый от алкоголя отрицает, что у него есть проблемы с пьянством, еще долго после того, как друзья, соседи, работодатели и врачи признали их наличие.
Рационализация предлагает благовидное и приемлемое основание для поведения и чувств человека, чтобы скрыть его подлинные мотивы. С рационализацией мы часто встречаемся в университетах, когда студенты заявляют, что они покупают журнал «Плейбой» «ради статей» (но они, разумеется, никогда не покупают другие журналы с подобными статьями и рассказами). У больных алкоголизмом рационализация часто сочетается с отрицанием: у них имеется оправдание для каждой пьянки — депрессия, необходимость участия в вечеринке с коллегами и т. д.
Проекция. С помощью проекции индивидуум приписывает другим людям желания, цели и мотивы, которые не может принять в себе. Если у человека имеется значительная подавленная враждебность, он может считать других людей столь же опасными, относиться к ним подозрительно и все время быть настороже, чтобы защитить себя от их враждебных намерений. Если у человека подавлены сексуальные побуждения, он может гневно отрицать это, говоря о всеобщей сексуальной озабоченности других людей. Допуская подавленные побуждения в сознание, проекция дает им определенное удовлетворение и защищает личность путем приписывания этих побуждений другим людям.
Перенос. Большинству из нас знаком перенос. При этом мы переносим наши чувства на другой, несущий меньшую угрозу, объект. Часто мы делаем это без сознательно - сердимся на начальника, а, придя домой, кричим на детей. Однако при истинном переносе это происходит бессознательно: мы действительно верим в то, что сердиты на детей, и отрицаем, что наш гнев направлен на начальника.
Интеллектуализация. При интеллектуализации индивидуум понимает и сознает, что у него, очевидно имеются определенные подавленные побуждения. В результате в сознание допускаются не сами эти побуждения, а знание о них. К примеру, пациентка может умом понимать, что она питает инцестуозные чувства к своему отцу, но продолжать подавлять эти реально существующие чувства.
Компенсация. При компенсации индивидуум справляется со своей фрустрацией (например при физической неполноценности) путем активных занятий в другой сфере напр. интеллектуальной. Или наоборот – спортсмен усиливает свою активность в спорте.
Итоги. Фрейдовский взгляд на личность заключается в том, что, личность живет в иллюзорном мире, опираясь на подсознательный самообман.
Поведение находится под контролем скрытого материала, слишком мучительного для сознания, чтобы быть осознанным и известным. Таким образом, большинство из нас живет в мире, омраченном тенями нашего прошлого. Эти тени также искажают восприятие нашей собственной внутренней реальности, состоящей из чувств, мыслей и побуждений. Каждый из нас живет в реальности собственной конструкции, придуманной для защиты от мучительного самопознания. То есть никто не находится в полном контакте ни с внешней, ни с внутренней действительностью. Для большинства из нас искажения вполне совместимы с социальной реальностью, так что мы в целом функционируем нормально. Однако у некоторых людей эти искажения настолько противоречивы, а поведение вследствие этого настолько отклоняется от общепринятого, что их функционирование нарушается, и они нуждаются в лечении.